Елена Филиппова: я создаю интерьеры для жизни

Стремительная, легкая по жизни, она открыта всему новому. В дизайне интерьеров, как и в одежде, больше всего ценит актуальные и свежие идеи. Ее проекты идут на опережение — самые последние новинки в отделке и декорировании: обои, лепнина, мебель, аксессуары первыми появляются в ее интерьерах. При этом главный принцип дизайнера Елены Филипповой — дизайн для жизни, а не ради дизайна позволяет ей создавать интерьеры не просто современные, но и максимально практичные.

 

Почему предпочитаете работать с новыми коллекциями?

 

— Во-первых, это интересно мне самой как дизайнеру — я не люблю повторяться в проектах, а новые материалы, аксессуары вносят этот элемент уникальности. Мои интерьеры идут, скажем так, на опережение — новинки, которые появились сегодня, выйдут в массы лет через пять, а в моих проектах они уже есть. Это позволяет всегда идти на шаг впереди, что, несомненно, важно в интерьерном дизайне, где в большой цене первичность и индивидуальность. В интерьере, как и в одежде, я слежу за модой, знаю, что сейчас актуально и всегда учитываю это при создании проекта. При этом я не создаю ультрамодный дизайн, я делаю современные новые интерьеры.

 

Какие стили, цвета, бренды нравятся вам как дизайнеру?

 

— Из стилей мне очень нравится лофт, где идет смешение всего, и при этом нет перегруза. Лофт – это сочетание высокой технологичности и простоты, старых вещей и новых, холодного металла и теплого дерева… Лофт всегда разный и живой, он растет и меняется вместе с модой. Если говорить о любимых оттенках, то сегодня это сложные, припыленные цвета, а вообще, у меня нет предпочтений в цвете, я люблю все, что на пике моды и то, что органично для заказчика. В мебели меня всегда восхищали американцы: Schneider (Шнейдер), Curations (Курэйшнс)… их продукция выглядит очень современно, при этом в ней есть история… Я не люблю сильно состаренные предметы, но ценю мебель со стариной. Обожаю Ralph Lauren,его диваны, кресла, аксессуары и особенно ароматы для дома — это просто фантастика! Любимые световые бренды — это Sylcom (Силком), Италия, которые делают светильники на основе венецианского стекла, а из более демократичного сегмента — это свет компании Mantra (Мантра), Испания.

Какие свои проекты хотите отметить особо?

 

— В дизайнерском бизнесе я уже более 16 лет, за это время сделано немало, поэтому сложно выбрать что-то  одно. Каждый проект значим для меня в той или иной степени, в каждый вложена частичка моей души. Из общественных интерьеров я делала салоны красоты мировой сети Maija, парикмахерские Михаэль, кулинарии Andrew Baker, офисы и др. Был в свое время очень красивый бутик одежды Gold Seasons, интерьерами которого восхищались коллеги из Москвы и Италии. Но в основном я работаю с частными интерьерами — мне это больше нравится, так как здесь совсем другой подход к делу — иные акценты, иной бюджет: в частный интерьер люди вкладывают совсем другие деньги и эмоции. Тем более что я люблю работать с качественными материалами и предметами сегмента «премиум и средний+», бюджетные интерьеры я не делаю — мне это неинтересно. И здесь хотелось бы особо отметить два проекта, они, как яркая иллюстрация степени доверия заказчика дизайнеру. Работая над дизайном таун-хауса в Подмосковье, я сразу увидела неудачную планировку квартиры, в которой никак нельзя было сделать то, о чем мечтала хозяйка. Поэтому я посоветовала ей поменять эту квартиру на другую, с более удобной планировкой, и вы знаете, человек, который видел меня всего два раза в жизни, настолько доверился моему мнению, что, не задумываясь, провел такой обмен. Или в начале карьеры, в лихие 90-е, был у меня такой заказчик — приносил дипломат, полный долларов (смеется) и говорил: «Покупай, что хочешь — я тебе доверяю». Если серьезно, то такая степень доверия — большая редкость, поэтому я очень дорожу этим.

 

Что самое важное в отношениях дизайнера и заказчика?

 

— Конечно, самое главное — это доверие друг к другу, не менее важны совпадение интересов, общность взглядов и социальное положение — людям с одинаковым уровнем развития и образования всегда легче договориться. Мы много общаемся с заказчиком, обсуждаем, а чтобы определиться с интерьерными предпочтениями более конкретно, выезжаем, например, в мебельный магазин и он показывает, что ему нравится. А я уже делаю выводы о вкусовых предпочтениях моего клиента. Также не менее важно как выглядит человек: во что он одет, на какой машине ездит… Детали говорят о многом. Опыт — это самое главное. Чем больше клиентов, тем больше узнаешь. Мне нравятся заказчики, у которых есть чему поучиться, о чем-то  подумать.

Как рождается идея интерьера?

 

— По-разному. Задумка может родиться от какой-то детали или случайного изгиба: стильная люстра или винтажный стул могут вдохновить на создание интерьера всей квартиры или дома. Естественно, я учитываю все пожелания заказчика, но иногда люди сами не знают, что хотят. Поэтому моя задача помочь им с выбором. И если заказчик готов слушать дизайнера — это хорошо, в противном случае приходится намного сложнее. Но это тоже решаемо. Во-первых, я довольно терпеливая (улыбается). Во-вторых, обычно в процессе общения мои заказчики, даже если они в чем-то  сомневались вначале, начинают доверять мне как специалисту. Мне нравится, когда приходит заказчик с большой «насмотренностью», с эстетичными запросами, тогда мы с ним на одной волне и быстрее определяемся с дизайном.

 

Изменился ли клиент в связи с кризисом?

 

— Клиент изменился, люди научились считать деньги. Ведь хороший ремонт — это практически стоимость квартиры и выше, и если раньше вопрос об экономии даже не возникал, то сегодня к затратным пунктам заказчик относится более внимательно.

 

Насколько точно удается воплощать задуманное?

 

— Практически всегда удается достичь 100% совпадения. Кроме штор, потому что коллекции штор обновляются раз в полгода, а так как между созданием и реализацией проекта проходит время, то коллекция, которую мы выбрали, может быть уже снята с производства. Поэтому в проекте я просто даю цветовое или орнаментальное решение. А потом мы подбираем шторы согласно этому. Если клиент вдруг на конечном этапе меняет мнение по какому-то  декору, то чтобы не нарушать целостность интерьера, где все продумано и гармонично выстроено, приходится поступать авторитарно и настаивать на своем решении. Я могу пойти на уступки, только если меняется бюджет клиента.

Важно дизайнеру быть хорошим менеджером?

 

— Очень важно уметь вести заказчика и убеждать его брать именно тот декор и отделку, что были заложены в проекте. Клиент, когда приходит, хватается за все, надо уметь направить его в нужное русло. У меня в практике было всего один-два случая, когда заказчики категорически настаивали на своем решении, тогда я говорила, пожалуйста, делайте, как вы хотите, но под проектом я не подпишусь.

 

Для многих людей идеальный интерьер — это когда удобно, красиво и уютно. Давайте расшифруем, из чего складывается каждый пункт в отдельности.Что значит удобно?

 

— Удобно, это когда соблюдена эргономика, например, неправильно ставить стеклянную дверь между спальней и ванной/туалетом, я никогда не поставлю, какой бы ультрамодной не была эта идея. Да, возможно, это красиво, но стеклянная дверь или перегородка никогда не даст полной шумоизоляции и уединения…

Открывание шкафов, дверей — здесь надо учесть очень много моментов: какой рукой человек привык открывать двери, на что открывается дверь — на стену, дверь и т.д. Эти технические нюансы всегда должны быть учтены. Иногда смотрю, что нарисовали производители мебели и спрашиваю — простите, как вы этим пользоваться будете? Это невозможно, это не откроется. Хорошие специалисты, конечно, все сделают правильно, учтут все индивидуальные параметры человека: рост, вес, правша он или левша и т.д.

 

Очень важно правильно выбирать диваны и кровати. Есть диваны с маленькой посадкой, средней и широкой. Сидеть удобнее на диванах с высокой спинкой, на диванах с низкой спинкой сидеть не очень комфортно, только лежать. Если у стула неправильный наклон спинки, то уже через некоторое время вы почувствуете неудобство. Как правило, это бывает при дешевом производстве, когда делается эффектная внешняя форма, но эргономика не продумана. Поэтому на диване, стульях и креслах всегда надо посидеть, прежде чем их покупать.

 

Обязательно учитывайте высоту кровати: когда сидите на ней, ноги должны стоять на полу не с наклоном, а ровно под 90°. Тогда у вас не будет никаких неудобств при вставании с кровати. Высоту корректирует матрас, основа обычно стандартная. Дизайнеры должны это учитывать, но, к сожалению не все это делают. Для меня практичность на первом месте, поэтому я продумываю эти детали очень тщательно! И даже могу поступиться дизайном ради практичности.

А если семья большая? Как подбирается мебель?

 

— Тогда все покупается под главного и самого крупного члена семьи, чаще под мужчину. Дизайн интерьера — это очень животрепещущая тема, бывали случаи, что нестыковки во взглядах на дизайн приводили даже к разводу в семьях. Очень сложно, когда у супругов абсолютно разные взгляды на ремонт, финансовые расходы, цветовые предпочтения и материалы…. Женщины готовы тратиться на ремонт, мужчины чаще нет. Пока между собой люди не договорятся, дизайнер ничего не сделает. В семье дизайнер старается работать с одним человеком, либо с женой, либо с мужем. Либо они очень хорошо друг друга знают и выбирают одно и то же.

 

Как быть, если вещь приобретается в онлайн магазине?

 

— Если в городе есть вещи этой марки, но других моделей, то можно посидеть на диване из другой коллекции, для того, чтобы понять, что это за фабрика, какие у них основные технические параметры. А дальше вам уже расскажут, какой будет выбранная модель — мягче или жестче, какое наполнение, какая спинка. Надо хоть одну вещь этой фабрики потрогать. Но если их вообще нет в городе, то довериться тому, кто уже проверил этот предмет мебели на практике: дизайнеру, например. Вообще, дизайнер для своих заказчиков — это проводник, поэтому ему очень важно бывать на выставках, чтобы знать возможности производителей.

Что еще может вызвать неудобство в интерьере?

 

— Неправильно выбранный цвет может вызвать большой дискомфорт — не все принимают раздражающие цвета: красный, фиолетовый, ярко-зеленый. Восприятие мужчин и женщин разное. Мужчины не различают сложные оттенки цветов, допустим, пыльно-розовый цвет одни видят как серый, другие как розовый. Особенно сложны для них фиолетовые оттенки, показываешь лавандовый цвет — и все, мужчины потерялись. Для них самый беспроигрышный вариант — это теплые пастельные оттенки: бежевый, серый, бледно-желтый, шоколад…

 

Что вы скажете о модном сейчас микротренде — гигантских цветах и растениях на обоях и тканях?

 

— Я допускаю в отделке крупные цветы, только если это очень большое помещение, с высокими потолками, например, в зоне гостиной, лаунж-зоне или общественном интерьере, но только не в спальной зоне. Такие крупные цветы начинают давить, раздражать, это тяжело для глаз, а ведь домой люди приходят отдыхать, почерпнуть силы. На мой взгляд, вряд ли этот тренд долго продержится. Вообще, мода на огромные цветы пришла в интерьер из фэшн-индустрии. Сейчас дизайн интерьера очень плотно взаимодействует с подиумной модой.

 

С чем это связано?

 

— Я думаю, это идет от слияния двух индустрий. Сегодня дизайнеры интерьеров часто разрабатывают одежду, а фэшн-дизайнеры делают интерьеры. Плюс упрощается задача — одни и те же краски идут в две промышленности. Все стремится к простоте, удобствуи экономии.

Как размеры пространства влияют на комфорт?

 

— Слишком маленькое пространство может раздражать, а большие вряд ли, так как там много воздуха, если большое пространство вызывает дискомфорт, то значит оно просто неправильно скомпоновано. Напрягать может неправильно подобранная мебель: высота кровати, подушки, также высота стола и стульев, обеденный стол не должен быть сильно широкий, иначе вы не сможете доставать что-либо  с другого края стола без напряжения. Неправильное освещение может убить или оживить весь интерьер: так правильная теплота лампы скорректирует холодный цвет стен… Таких нюансов очень много и их надо знать, чтобы в итоге получить практичный и удобный для жизни интерьер.

 

За счет чего рождается красота в интерьере?

 

— За счет гармонии, для меня красивый интерьер тот, в котором все смотрится целостно и каждая вещь на своем месте. Все должно сочетаться, плавно переходить из одного в другое. Я люблю спокойные, добротные, дорогие интерьеры.

 

За счет чего достигается уют? Ваши практические советы

 

— В оформлении обязательно нужно использовать сочетаемые цвета, которые перетекают из комнаты в комнату. Не должна быть одна комната красная, другая — зеленая. Да, такое возможно, но это не комфортно для жизни, это больше годится для общественных интерьеров. Весь интерьер должен быть подчинен одному направлению. Даже если вы делаете какое-то совмещение стилей, единая идея должна прослеживаться.

Свет — это очень важная деталь. Если на кухне у вас недостаточно света над рабочей поверхностью, или не соблюдено правило треугольника, то вы лишний раз не пойдете готовить, даже не осознавая почему. И таких мелочей очень много, о которых люди не знают, но они воздействуют на психику и физику. Холодный свет хорош для кабинета, в таком свете вы будете работать более концентрированно. В теплом желтом свете в спальне читать трудно, поэтому лучше использовать нейтральный цвет. Если светодиодная подсветка холодная, то люстра должна быть с теплым светом. И разные сценарии освещения лучше использовать по отдельности. Если у вас красивая дорогая розетка на потолке, и вы хотите ею любоваться, то свет ламп надо направлять вверх, чтобы они выгодно освещали розетку. Большую роль играет текстиль, так как уют во многом создается за счет тактильных ощущений: кому-то  приятен бархат, кому-то  лен…. Поэтому ткани обязательно надо пробовать наощупь. Интерьер — это средоточие тысячи мелочей, которые и делают наш дом красивым, удобным и уютным. Поэтому, если вы задумали дизайнерский ремонт — советую все-таки обращаться к профессионалам, которые сделают все грамотно, продумают каждую деталь, и в итоге сберегут ваши нервы, время и финансы, так как переделывать за ними уж точно не придется.