Галина Зачерновская: я — дизайнер-прораб с советским воспитанием

В ее портфолио — диплом Свердловского архитектурного института, более ста проектов, многочисленные грамоты и награды за профессиональные достижения. Она сдает объекты «под ключ» вместе с собственной строительной бригадой. О преимуществах работы на стройке со своими штукатурами и электриками, об истории интерьерного дизайна в Челябинске, советском воспитании и человеческом подходе к делу рассказывает гость рубрики «Эксперты» — руководитель студии дизайна Галина Зачерновская.

 

Вы учились на дизайнера в середине 70-х годов, какие интерьеры были в советское время и как изменилась ситуация в начале 90-х годов?

 

— Я училась на промышленного дизайнера, но из нас готовили универсалов, которые могут делать все, поэтому, конечно, мы были в курсе всех тенденций и направлений интерьерного дизайна. Если говорить о советском периоде, то ни о каком индивидуальном дизайнерском ремонте жилья для обычных людей и речи быть не могло. Главный принцип — не выделяться, быть таким как все — касался и жилья. Если и делался особенный дизайн с заграничными материалами, сантехникой и мебелью, то это было доступно немногим и не афишировалось. Для большинства людей весь дизайн сводился к покупке бумажных обоев, линолеума и типовой мебели: в домах стояли одинаковые серванты, или, если повезет, импортные стенки из ГДР, полированные столы, ковры на стенах и т.д. Кардинально ситуация поменялась в 90-е годы, когда страна перешла на рыночную экономику и открыто появились люди с большими деньгами и амбициями. Именно тогда начался бум покупок квартир, новые русские родом с городских окраин стремились купить престижное жилье в центре, в старых домах с высокими потолками. Квартиры были большие, но устаревшие, поэтому приходилось делать очень много перепланировок: уже в то время появилась мода на единое пространство столовой-кухни-гостиной. Вообще, работать было интересно, но непросто. Большинство заказчиков хотели интерьеры богатые, яркие, с «золотыми унитазами». Противостоять этому было сложно, потому что «серьезные люди в малиновых пиджаках» не терпели возражений и делали все, как им хотелось. Да и профессия дизайнера была еще внове, и многие толком не знали, как правильно выстраивать отношения с клиентами. Но мы уже тогда понимали, как важно уметь отстаивать свою точку зрения. Иногда это получалось, иногда — нет. Но в любом случае период 90-х был хорошей жизненной школой.

Откуда дизайнеры черпали идеи, когда не было интернета, журнального глянца и возможности бывать на выставках?

 

— Мне очень помогало базовое образование: в Свердловском архитектурном институте, который я окончила в 1979 году, мы серьезно изучали архитектурное, строительное, дизайнерское, декораторское дело и т.д. Интерьерных журналов с красивыми иллюстрациями в СССР тогда не существовало, но у нас в институте была очень хорошая библиотека, мы имели доступ к английским и американским специализированным изданиям. Иностранные фильмы мы смотрели не просто, как зрители, а как профессионалы, оценивая и разбирая интерьеры, которые попадали в кадр. После института я несколько лет работала на радиозаводе «Полет», в отделе главного архитектора, где мы занимались в основном промышленной эстетикой: делали интерьеры кабинетов начальников цехов, красили станки, оформляли цеха, производственные помещения. В 90-х годах, когда экономика страны разрушилась, я ушла на фриланс, стала работать самостоятельно на частных интерьерах.

Из чего создавались интерьеры 90-х, ведь выбора практически не было?

 

— Хочу сказать, что в советском строительстве было много хороших вещей. Что такое современная декоративная штукатурка? По сути, это забытый сегодня, но в свое время очень популярный вид отделочных работ, как накат. То, что сейчас продается за большие деньги, раньше делали мастера-самоучки: сначала красился фон, а потом, с помощью специальных резиновых роликов, на которых вырезался нужный рисунок, обрабатывалась покрашенная поверхность стены. Ламината тогда, конечно, не было, зато был паркет, и умельцев по его укладке было очень много. В Копейске работала фабрика, которая производила щитовой и штучный паркет, бывало, дизайнер сам лично с заказчиком выбирал дуб прямо на вырубке, а потом из этого дерева делалось напольное покрытие.

 

Тогда же в Челябинске появились первые магазины, помню, один из таких был в ДК «Дзержинец», где продавалась заграничная сантехника, обои, плитка. Иногда за товаром мы ездили на частные квартиры или дома, где были настоящие склады отделочных материалов, бытовой техники, текстиля. Именно так начинался бизнес у многих известных сегодня компаний-поставщиков.

 

С мебелью было сложнее, российское качество оставляло желать лучшего, а везти из-за границы хорошую мебель — очень дорого. Приходилось крепко подумать, чтобы из ничего сделать что-то   стоящее. Мы применяли много ручного труда местных умельцев с золотыми руками, которые делали мебель, двери и т.п. Многие государственные фабрики тогда закрывались, но небольшие мастерские и появившиеся тогда кооперативы — выжили и потом выросли до крупных мебельных производств.

Сегодня все поменялось и теперь существует другая проблема — как ориентироваться на огромном рынке материалов, отделки, мебели?

 

— Все приходит с опытом, когда ты много лет, каждый день работаешь с заказчиком, ездишь с ним по салонам, рынкам, магазинам, ты уже досконально знаешь, где что продается, где можно какие обои купить и за сколько, где какого уровня мебель и т.д. И, конечно, чтобы быть в курсе новинок и тенденций надо отслеживать сайты производителей, бывать на специализированных выставках.

 

Как выстраиваются отношения дизайнера с поставщиками и продавцами?

 

— Продавцы и производители, нацеленные на долгосрочное сотрудничество, конечно, дорожат сотрудничеством с дизайнерами и строителями, мы, в свою очередь, тоже заинтересованы в проверенных партнерах. Я с удовольствием приглашаю своих заказчиков в салоны и магазины, где продается хорошая мебель, красивый текстиль, качественные отделочные материалы, и это не обязательно дорогая продукция. Мой главный принцип — соблюдать оптимальное соотношение «цена-качество», чтобы все было красиво, удобно и не очень дорого. Недавно мы сдали коттедж, так для гостиной были приобретены итальянские диваны, а для детской комнаты мы заказали мебель у челябинского производителя: очень достойная по исполнению и цена в несколько раз ниже. Наша почта завалена предложениями от поставщиков, производителей, продавцов — радует, что многие сегодня хотят наладить контакт с дизайнерами. По такому принципу давно работают в Москве и крупных мегаполисах в стране и за рубежом.

Раз уж упомянули Москву… Чем челябинские дизайнеры отличаются от столичных?

 

— На мой взгляд, главное отличие в том, что у нас дизайн до сих пор еще с человеческим лицом, я зачастую могу работать за идею, а в Москве шагу не ступят без оплаты. Например, есть у них такая услуга шеф-дизайн, это когда дизайнер выезжает на объект с клиентом и говорит ему, стоит или не стоит покупать эту квартиру или дом. Оценивается подобная консультация в 10 тысяч рублей (!), а я такие консультации даю бесплатно. Если я спроектировала дом, то совет по обустройству участка или бани у меня идет как-то   параллельно, по ходу, и денег за это я не могу брать. Совесть не позволяет. В этом мое советское воспитание — деньги для меня все-таки не на первом месте. Дизайн должен быть ориентирован на человека, поэтому я — универсальный дизайнер, который работает во всех стилях и направлениях. Никогда не настаиваю категорически на чем-то   своем, если это не нравится заказчику, всегда стараюсь найти альтернативу, которая устроит и клиента и меня, как специалиста.

 

Как рождается идея дизайна и идет процесс работы с заказчиком?

 

— Процесс рождения идеи невозможно описать словами, все строится на каких-то чувственных ощущениях. Ты полностью погружаешься в личность заказчика, начинаешь думать как он, мысленно жить в этом пространстве, чтобы лучше почувствовать энергию человека, его ощущения, стремления. Естественно, готовится техническое задание, где клиент описывает свои пожелания, привычки, функциональное назначение помещений, какую бытовую технику будет использовать, цветовые предпочтения, расписывается абсолютно все по мелочам. Техническое задание помогает заказчику привести мысли в порядок, определиться, что для него главное. Исходя из этого строится планировочное решение. Создавая проект, я сразу думаю, как ту или иную идею можно воплотить на практике. Уже много лет я работаю с собственной строительной бригадой, поэтому на объектах мне приходится быть не только дизайнером, но и прорабом, который контролирует процесс от и до. Как писал древнеримский архитектор Витрувий, главное в архитектуре — это польза, прочность, красота. Я придерживаюсь такого же принципа в работе.

Вообще, чтобы сделать хороший проект жилища, утверждал другой великий архитектор — Ле Корбюзье, нужно как минимум год общаться с заказчиком, чтобы по-настоящему понять его. Мы, к сожалению, не можем себе этого позволить, поэтому дизайнер должен быть еще и хорошим психологом, чтобы за короткое время заказчик доверился и открылся ему.

 

Немногие дизайнеры цитируют Витрувия или Корбюзье… На ваш взгляд, чем сегодняшние выпускники отличаются от дизайнеров первой волны?

 

— Дизайнерам, которые недавно начали работать, пожалуй, намного сложнее, чем нам. Очень большая конкуренция. Как-то я посчитала, сколько каждый год выпускается дизайнеров с наших факультетов в Челябинске: как минимум по 150 человек. Если выпускник — талантливый художник, проектировщик, психолог, менеджер — он останется на рынке и сделает успешную карьеру, а кто этими качествами не обладает, тот не сможет выжить.

 

Работы своих коллег я оцениваю, прежде всего, как практик. Многие молодые дизайнеры хорошо владеют 3D программами, делают красивые визуализации. Но когда строители приступают к реализации, то оказывается, что эти картинки невозможно воплотить на практике. Я понимаю, что знания приходят с опытом, поэтому всегда призываю дизайнеров как можно чаще бывать на объектах, у меня, допустим, на проектирование уходит 30% времени, а 70% — это курирование проекта, то есть пребывание на стройке.

Я считаю, что любой дизайнер должен быть немного прорабом, не надо надеяться, что строители сами все знают, это не всегда так, найти хороших прорабов и отделочников — это большая редкость и удача. Дизайнерам и строителям надо работать в тандеме.

 

Актуальный вопрос. Многие дизайнеры подчеркивают важность создания такого тандема.

 

— Да, очень важно работать на объекте с людьми, которые сделают все, как ты сказал. А какая сейчас наблюдается тенденция? Строители дизайнеров не любят. По их мнению, дизайнеры, особенно начинающие, не владеют элементарными строительными знаниями, не знают свойств материалов, технических особенностей и т.д. И эти обвинения, порой, справедливы. Со строителями надо разговаривать на их языке, и чем больше ты знаешь о специфике строительства, тем больше у них доверия к тебе. Очень важно уметь наладить диалог, в противном случае возникают конфликты, в которые вовлекается заказчик и тогда уже начинается не работа, а сплошное выяснение отношений. А это никому не нужно.

Именно поэтому однажды вы решили создать собственную строительную бригаду?

 

— Это произошло автоматически, многие люди работают у меня в бригаде с советских времен. Это мастера высокой квалификации. Как правило, у нас трудятся постоянные специалисты, но время от времени и они меняются, кто-то   уходит, кто-то   приходит, кто-то   на пенсию вышел. К сожалению, сейчас в стране нет профтехучилищ, где готовят мастеров-отделочников и дают им базовые знания. Свои кадры мы обучаем сами, так, как нужно нам, отдавая предпочтение новичкам, у которых глаз еще не «замылен» и есть большое желание учиться и работать. К примеру, при работе с декоративной штукатуркой мастер должен уметь класть ее в разной манере, а если взять на эту операцию уже готового шпаклевщика, то он не сможет нанести штукатурку в нужной манере, потому что рука его все равно будет сбиваться на привычные, годами наработанные приемы шпаклевания. Переучить его невозможно. И таких нюансов много.

 

У вас есть своя бригада, а как другие дизайнеры решают вопрос со строителями?

 

— По-разному. У одних дизайнеров есть постоянные проверенные партнеры-строители, другие поиск строителей отдают на откуп заказчику, оставляя за собой только авторский надзор, некоторые дизайнеры принципиально не хотят этим заниматься, предпочитая только творчество и создание проекта на бумаге. Стройка — это ведь очень трудная и грязная работа, всегда в пыли, в строительном мусоре, не все готовы к этому.

Хотелось бы отметить, что на рынке есть специалисты, которые делают ремонты небольшими бригадами по 2-3 человека, обычно это какой-то семейный подряд. Они заходят на один объект и не уходят, пока его не сделают до конца. Такие специалисты, если они хорошие, передаются от заказчика к заказчику, по сарафанному радио. Обычно эти ребята работают на объекте без дизайнера. У них есть проект, в котором они прекрасно разбираются и сами все курируют.

 

Я выбрала другой путь, и это гораздо удобнее, когда сам выстраиваешь работу строителей, а не зависишь от их графика.

 

Ваше пожелание людям, планирующим ремонт?

 

— Главные ошибки, которые люди допускают при самостоятельном ремонте — это неверные планировочные решения, которые не учитывают траекторию движения по квартире или дому. Хуже всего, что это неудобство обнаруживается, когда уже весь ремонт сделан, потрачены большие деньги. К сожалению, когда люди сами занимаются ремонтом или привлекают некомпетентных строителей, они могут по незнанию допустить серьезные конструктивные ошибки: сделать перепланировки, которые потом невозможно согласовать, разрушить или повредить несущие конструкции, что чревато большими штрафами и судебными делами. Отказываясь от авторского надзора, будьте готовы оставить кучу времени и нервов на стройке. Хорошо, если строители грамотные. А если нет? С не меньшими трудностями можно столкнуться при подборе материалов. Сегодня огромное многообразие обоев, напольных покрытий, штукатурок и т.д. — надо знать куда поехать, где какие цены и всегда нужен совет, что выбрать. Поэтому, даже если у вас нет средств на полноценный проект, то постарайтесь хотя бы по каким-то решающим вопросам все-таки консультироваться с профессионалом. Это не так затратно по деньгам, но зато ценно по результату. Желаю всем удачи и красивых, удобных и уютных интерьеров!