Марина Кутепова: жить и работать на позитиве

Ее новый проект в стиле «английский кантри» вызвал большой интерес ведущих российских и международных изданий по архитектуре, строительству и дизайну: AD Magazine, Elle, «Идеи вашего дома», «Красивые дома». Портал Houzz включил деревянный коттедж под Челябинском в рейтинг самых интересных и удивительных домов мира. В чем секрет такого внимания? Как рождаются идеи, и почему дизайнеру важно быть позитивным человеком? Об этом, а также о правильном старте, везении на хороших людей, лучших строителях и сарафанном радио рассказывает новый участник рубрики «Эксперты» — руководитель авторской студии дизайна Марина Кутепова.

 

Первый вопрос, конечно, о публикации вашей работы в известных интерьерных изданиях. Как это произошло?

 

— История создания интерьера этого небольшого загородного дома с самого начала складывалась удачно. В первую очередь, нам повезло с заказчицей, очень душевным человеком, которая полностью доверилась нам, и в процессе работы легко и с большим азартом откликалась на любые творческие идеи. Такой заказчик — мечта каждого дизайнера. Немаловажно также, что над объектом работала слаженная команда профессионалов, которые знают друг друга не первый год. Когда мы приступили к работе над домом — я поняла, что он будет реализован именно так, как мы задумали: в нем много творчества и души, и при этом он очень уютный и удобный для жизни. Тогда же мы решили, что будем выставлять проект для показа в каком-либо известном интерьерном издании. Мы к этому стремились, нам хотелось, чтобы журнал международного уровня признал нашу работу, посчитал ее достойной размещения на своей площадке. И мы счастливы, что у нас все получилось — наш проект утвердили на публикацию сразу несколько серьезных изданий: AD Magazine Россия, Elle Россия, «Идеи вашего дома». Но так как AD первый заключил с нами договор, от других публикаций, увы, пришлось отказаться, потому что мы не могли предоставить им эксклюзивное размещение. Совсем недавно мы узнали, что наш проект также готов опубликовать ведущий российский журнал по архитектуре, строительству и дизайну «Красивые дома». Это замечательно! Как говорили редакторы изданий — в проекте их привлекла, в первую очередь, самобытность и яркость, то, что интерьер гармонично выстроен по архитектуре и цвету, что он запоминающийся, интересный и уютный. Услышать такие слова от профессионалов, конечно, очень приятно.

 

Как появилась идея этого интерьера?

 

— Все началось с синего дивана Ralph Lauren и коллекции статуэток птиц. Когда заказчица сказала, что ей нравится стилистика шале и деревянные утки, что, кстати, сейчас очень модно — мы зацепились за эту идею. По всему дому прослеживается тема птиц, что придает ему особое эмоциональное настроение. Но вообще в каждом проекте отправная точка разная. Сегодня, например, была в салоне, увидела новые обои коллекции Piterra и целый день хожу вдохновленная (Улыбается.) Идеей создания проекта может стать какая-то деталь, предмет мебели, расцветка ткани, также вдохновляют работы моих коллег: челябинских, столичных или зарубежных.

Кто из мировых дизайнеров вдохновляет?

 

— Сложно сказать, что мировые дизайнеры меня вдохновляют, они скорее вызывают уважение, так как смогли воплотить свои неординарные идеи в жизнь. Но я практикую здесь и сейчас, поэтому когда сажусь работать, вдохновляться их проектами не получается, потому что это все далеко от нашей жизни. Зато творчество некоторых российских дизайнеров, моих современников, может стать для меня источником настоящего вдохновения. Татьяна Миронова, Юлия Нестерович… Прекрасный архитектор и дизайнер Борис Уборевич-Боровский создает лаконичные стильные интерьеры для жизни, с интересной архитектурой и геометрией пространства. У него есть чему поучиться.

 

В чем принципиальное различие между челябинскими и столичными дизайнерами?

 

— Пожалуй, у местных дизайнеров меньше возможностей для того, чтобы реализовывать свои замечательные идеи. Разный менталитет заказчика, разные доходы. Материалы и мебель идут к нам из Москвы, цены получаются выше, а зарплаты у людей ниже, поэтому возможности клиента в выборе мировых брендов или каких-то эксклюзивных вещей — сильно ограничены.

 

По смелости мысли отличаются?

 

— Вы знаете, еще 10 лет назад я сказала бы, что региональные дизайнеры не такие смелые в проектах, но сегодня они сильно удивляют, есть очень интересные работы, которые заткнут за пояс столичных профессионалов. Кстати, в Москве много дизайнеров, которые работают на поток и делают из года в год одно и то же. У нас, напротив, дизайнеры стараются сделать что-то  непохожее на других, стремятся развиваться и имеют достаточно серьезный уровень проектов.

Вообще, на дизайн жилого пространства очень влияет менталитет заказчика. Наши люди любят самовыражаться через интерьер, почти каждый клиент старается показать, что он чего-то  добился. Если не кричит об этом, то хотя бы шепчет: я независим, я богат, у меня хороший вкус, я позитивный и т.д. И это все отражается на их домах. На западе этого меньше, люди делают интерьеры, прежде всего, для жизни, поэтому на первом плане — функциональность. И дизайн обычно крутится вокруг этого. Я сейчас говорю об интерьерах для среднестатистических людей. Креативные проекты от топовых дизайнеров — это отдельная история.

 

На своем сайте вы подробно знакомите нас с дизайнером Мариной Кутеповой, с ее принципами — профессиональными и человеческими. Для чего нужно такое развернутое описание себя? Разве недостаточно просто портфолио?

 

— Успешность любого архитектурного или интерьерного проекта во многом определяется тем, насколько дизайнер и заказчик созвучны друг другу. Порой для хорошей презентации одного портфолио мало, заказчику хочется знать, как я мыслю, что у меня в приоритете. И, конечно, развернутая презентация помогает ему сделать выбор: если мои работы ему нравятся, профессиональные и человеческие принципы близки и понятны, то он обязательно обратится ко мне. 

 

Озвучьте несколько ваших принципов

 

— Первый и самый главный — интерьер всегда начинается с клиента.

 

Сначала люди — потом идеи. Я работаю с конкретными людьми, их желаниями, мечтами и истинными потребностями. Отправной и окончательной точкой всегда является клиент. Как показала практика — не бывает одинаковых людей, а, значит, не может быть одинаковых интерьеров. Все очень индивидуально, и задача дизайнера эту индивидуальность увидеть и подчеркнуть.

Наш дизайн — для жизни, прежде всего он должен быть удобным и практичным, поэтому мы всегда начинаем работу с тщательной проработки функциональности интерьера. Дизайн — это не рисование красивых картинок, на самом деле 70% нашей работы — это подготовка чертежей, схем, подбор материалов, работа на стройке, координирование действий большой команды: клиентов, строителей, менеджеров, продавцов. И для получения успешного результата нужно уметь работать очень слаженно и продуктивно.

 

Любовь без условий. Я очень люблю свою работу, для меня это даже не работа — это вся моя жизнь. Я дышу дизайном, поэтому часами могу просиживать над разработкой интерьера, поиском интересного решения, такое погружение позволяет делать исключительный продукт. Важно вкладывать в проект не только знания и опыт, но и свою любовь к делу, и транслировать это чувство всем, с кем работаешь. А любовь, как вы знаете, творит чудеса! (Смеется.) Вы знаете, я очень благодарна своей маме, которая с детства привила мне вкус и умение чувствовать ауру пространства. Даже при советском дефиците она создавала удивительный уют в нашем доме, теперь я понимаю, что это — природный талант наполнять интерьер душой, оживлять его и творить атмосферу. Этому сложно научиться, это как данность — или есть, или нет.

 

Вообще, где бы я ни была: в гостях, в ресторане или магазине — я всегда оцениваю интерьер помещения не только как критик, но и как ученик. Отмечаю для себя удачные и неудачные моменты, что в этом интерьере получилось хорошо, а что я исправила бы и запоминаю, чтобы не допустить такую ошибку в своей практике. Если мне хочется отдохнуть в выходной день и полистать журнал, то я читаю только интерьерные издания. Если честно, у меня в доме нет ни одного женского журнала.

Жажда поиска. Всегда пребываю в поиске нового и интересного, обязательно замечу какое-то красивое цветовое сочетание, удачное конструктивное решение, постоянно оглядываюсь на витрины, одежду, на все, что касается сочетания цвета и материала. Это происходит непрерывно и бессознательно, иногда даже во сне прокручиваю сотни идей и комбинаций.

 

Как ваша семья реагирует на то, что вы день и ночь «все о дизайне»?

 

— К счастью, они меня понимают. Единственное, беспокоятся, что я слишком открыта и все принимаю близко к сердцу. Но иначе я не могу.

 

Вообще, как правильно дизайнеру пиарить себя? Что нужно делать, чтобы к нему обращались люди?

 

— Ему надо хорошо работать! (Смеется.) Если серьезно, то, наверное, ничто не имеет такой отдачи, как сарафанное радио. В самом начале карьеры, лет 10-12 назад, мы делали всякие проекты: маленькие и большие, интересные и не очень, 10 раз нас проверяли, а правда ли мы умеем что-то  делать, перезванивали друзьям, спрашивали у строителей. Мы понимали — доказать свой профессионализм сможем только хорошими интерьерами. Если клиент уходит от нас довольный, он будет передавать эту эмоцию дальше и приведет к нам новых заказчиков. Так что самый лучший пиар для специалиста — это качественная работа. Конечно, размещение в СМИ тоже дает дополнительные преференции: многие люди мыслят так — если проект разместили на страницах специализированного журнала или интернет-сайта — значит, авторы что-то  умеют. И они правы — плохие проекты уважающее себя издание публиковать не будет. Преимущество такого размещения также в том, что потенциальный заказчик может сразу увидеть интерьер воочию, во всей красе: на профессионально сделанных фотографиях, с правильным освещением и работой стилиста.

Если бы я искала себе дизайнера — я бы спросила того, кто работал с ним на стройке, потому что именно там проявляется, насколько дизайнер компетентен, как специалист. Как он справляется с поставленными задачами, неожиданными сложностями, которых на стройке немало, как он руководит людьми, какие решения принимает и т.д.

 

Насколько важно найти своих строителей?

 

— Очень важно, какая команда. Мне повезло найти строителей, которым я доверяю на все 100% и работаю с ними практически на всех объектах. Они никогда не будут давать клиенту советы, отличные от советов дизайнера, потому что понимают, что на этапе строительства заказчики очень подвержены всяческим сомнениям. Мы всегда просим клиентов не приводить своих сестер, братьев, знакомых, соседей на объект, пока он не закончен. Невозможно угодить всем, мы все разные и неизвестно, что им понравится или не понравится. Люди начинают высказывать свое мнение и рекомендовать какие-то вещи, что приводит заказчика к сомнениям или, что еще хуже, к желанию изменить что-то  в проекте. Чаще всего эти решения оказываются неудачными, так как нарушают целостность проекта. Сейчас у меня большая команда близких мне по духу людей, с которыми приятно работать: менеджеры, продавцы, строители, художники. Когда мы работаем вместе, главная цель для нас — положительный результат. Зарабатывание денег уходит на второй и даже десятый план, и вспоминаем мы об этом только в конце. Все люди втягиваются в процесс, болеют проектом, живут им, и это очень важно, потому что без самоотдачи и любви к делу невозможно сделать что-то  по-настоящему стоящее.

 

Надо уметь выстроить такие отношения…

 

— Эти отношения как-то  выстроились сами. И я счастлива, что у меня такие надежные тылы. Если вдруг приходится работать с бригадой заказчика, то начинается игра «на сопротивление», они на меня смотрят настороженно, я — на них. Поэтому, когда я работаю с чужой бригадой, всегда прошу клиента присутствовать на всех моих встречах с бригадой, чтобы не было недомолвок, обкладываюсь кучей всяких бумажек, которые подписывает заказчик, строители, и работа начинается уже на бумагу, а не на результат. Это снижает эффективность, так как требует много нервных и временных затрат. 

Почему не пытаетесь убедить заказчика взять ваших строителей?

 

— Я рассказываю про все риски, на которые мы идем с его строителями, но я понимаю, что не всегда клиент может позволить себе ремонт с нашими специалистами, так как их расценки идут в среднем ценовом сегменте, а заказчик ищет бригаду подешевле. Я не могу настаивать на таких затратах, все-таки человек планирует ремонт под свои возможности, поэтому мы стараемся подстроиться под него, чтобы добиться наилучшего результата. К счастью, найти компромиссы получается почти всегда.

 

Вы умеете ладить с людьми.

 

— Мне просто везет на хороших людей, я на самом деле очень везучий человек, все мои клиенты и партнеры — позитивные люди. Если будет плохая атмосфера, работать вместе не получится, не будет результата, который нужен мне и моральных затрат будет намного больше. Конечно, есть более легкий путь — отстраниться от клиента, но я так не могу. Если не буду принимать все близко и пропускать через себя, я никогда не смогу понять человека, потому что люди не все говорят словами, их нужно читать между строк: как заказчик посмотрел на тот или иной эскиз, на чем остановился его взгляд… Идет постоянный анализ. Пока мы делаем проект, мы проживаем целую жизнь в этом доме, с этим человеком. Я открываюсь полностью, поэтому позитивная атмосфера очень важна. К счастью, сегодня у меня есть возможность выбирать. Если вначале мы вынуждены были браться за все объекты, сейчас есть определенный объем клиентов, некоторые даже стоят в очереди, ждут, когда мы освободимся.

Многие люди в поиске идей ремонта копируют красивые картинки из журналов или интернета, но, увы, в реальном интерьере у них получается все не как красиво, как в глянце. Почему?

 

— Потому что нельзя один и тот же интерьер повторить в разных помещениях. Когда мы делаем дизайн, мы обязательно выезжаем на объект: изучаем пропорции, форму помещения, его индивидуальные особенности, высоту подоконников и потолка, величину радиаторов, большие окна или нет, на какую сторону света выходят — именно эти характеристики диктуют дизайн. Когда люди видят в журнале красивый интерьер, они не понимают до конца ни габариты предметов, ни какие они на ощупь, а ведь тактильные ощущения играют важную роль в создании комфортной атмосферы. Вот и получают в итоге вроде тот же самый интерьер, но жить в нем, оказывается, не очень приятно: цвет обоев давит, диван смотрится громоздко… А секрет прост — та комната из журнала была на юг, а ваша — на север, там 20 квадратов, а у вас 14, пропорции разные и т.д. Когда мы смотрим на картинки, которые приносит клиент, мы обращаем внимание не на отдельные части, а на атмосферу целиком, которая есть в этих интерьерах и стараемся, чтобы будущий дом или квартира создавали точно такое же настроение, но при этом были полностью выстроены под хозяина, с учетом его индивидуальности. Поэтому, прежде чем вы захотите воплотить у себя дома чужой интерьер — хорошо подумайте, подойдет он вам или нет, а еще лучше посоветуйтесь с профессионалом, который подскажет и убережет от серьезных ошибок.